Будущее синагоги в Кобрине
На большой строительной площадке в предверии "Дожинок", в какую превратился Кобрин, есть заповедное место, не тронутое рукой ни штукатура, ни маляра. Это — здание синагоги на ул. Первомайской. Весь прошлый год на этой улице шли интенсивные дорожно-строительные работы, в результате стали благоустроенными проезжая часть дороги и пешеходные тротуары, установлены новые светофоры и заборы — улица Кобрина заметно похорошела. И только здание синагоги, словно остов старинного полуразрушенного корабля, стоит на обновленной улице памятником вандализму рук человеческих.
Здание синагоги и в самом деле можно назвать старинным, строительство его датируется 18 веком, так что это культовое сооружение старше кобринского костела и некоторых церквей. Более того, синагога в Кобрине уникальна: по своим размерам она — одна из самых больших в Беларуси, подобное здание синагоги есть только в Минске. И это не случайно: как известно, население Кобрина до 1939 года было преимущественно еврейской национальности.
Синагога и территория вокруг нее — не просто точка на карте города Кобрина. Это место, где жернова истории, скрежеща, размалывали в пыль человеческие судьбы. Во время Великой Отечественной войны на значительной территории вокруг синагоги фашисты создали еврейское гетто, в котором томились десятки тысяч ни в чем не повинных мужчин и женщин, стариков и детей. Отсюда их в течение многих месяцев увозили на расстрелы, а последнюю кровавую бойню гитлеровцы устроили прямо здесь, так что земля вокруг синагоги пропитана кровью в прямом, а не в переносном смысле.
После войны синагога в Кобрине уже не была действующей. Ведя антирелигиозную борьбу на всех фронтах, власти закрыли синагогу, все ценное имущество было вывезено, здание использовалось для производственных целей. Известно, что в 80-е годы в нем размещался цех по производству пива, а затем безалкогольных напитков Кобринского консервного завода. Цех был закрыт в постперестроечные времена. Из всей более чем 260-летней истории именно последние 15 лет стали для кобринской синагоги годами разрухи и запустения. Бесхозное здание растаскивали, территория вокруг постепенно зарастала кустами и превращалась в мусорную свалку. Более того, ничейное здание облюбовали пьяницы, наркоманы и прочие асоциальные элементы, обгорелые кострища, пустые бутылки и шприцы здесь были не редкость.
В 2003г. была зарегистрирована и начала действовать как общественная организация «Иудейская религиозная община г. Кобрина». Председателем общины стал Ю. В. Каплан. Организация стала активно заниматься вопросами реставрации синагоги. Планы были таковы: большую часть здания предполагалось отдать для создания культурного центра еврейства в Западной Беларуси, рядом открыть музей истории и этнографии евреев Брестчины, в отдельном крыле здания планировалось создать действующую часть синагоги. Однако кобринская иудейская община слишком малочисленна, чтобы осилить столь грандиозный проект: по предварительным оценкам, только на реставрацию здания требуется порядка 1 млн. долларов. Но активистов общины такая сумма не пугала, они надеялись на помощь единоверцев из-за границы. И повод для такой надежды был. В конце 30-х годов немало еврейских семей выехало из Кобрина за границу, сейчас выходцы из нашего города живут в Америке, в Израиле, в Аргентине.
В 2000-м году в Кобрин приезжала большая делегация из США, в составе 17 человек были представители семьи Гольдберг, которая отправилась в Америку в 1938 году, сейчас живет в Кливленде и имеет значительное состояние. После осмотра синагоги американцы провели переговоры с руководством горисполкома о восстановлении здания и пообещали оказать финансовую помощь в этом деле. Тогда же определили примерную стоимость реконструкции — 1 млн. долларов.
— Когда конкретно встал вопрос о реконструкции, подрядчике и финансировании, это здание от прежней религиозной общины «Шалом» передали в собственность государства, — рассказывает о делах минувших Ю. В. Каплан. — Американские общественные фонды не финансируют государственные предприятия и организации, представители миллиардеров Гольдбергов выразили свое отношение так: мол, вы начинайте ремонт синагоги, а мы поможем. Может быть, и помогли бы, но ремонт никто не начал. На этом дело и заглохло.
В 2003 году иудейская община обратилась в райисполком с просьбой передать здание синагоги ей, и в 2004 году эта просьба была удовлетворена. Начались активные поиски спонсоров для реставрации. Но процесс оказался очень непростым. Гольдберги из Кливленда на повторное предложение о сотрудничестве не ответили. В 2006 г. еще один выходец из нашего города — американец Дональд Кобрин, побывав на родине своих предков, выразил готовность участвовать в восстановлении здания синагоги и даже сделал взнос, благодаря которому местная община смогла оформить необходимые документы — акт на землю, техпаспорт на здание — и провести электричество. Казалось, дело сдвинулось с мертвой точки, но… Для легального сбора денег необходимо было создать специальный фонд, процедура растянулась надолго. Здание и прилегающая территория постоянно требовали благоустройства, а значит, денег.
В декабре 2007 г. в Кобрине побывал посол Израиля в РБ с супругой, консулом и атташе. Высоким гостям показали синагогу в надежде найти еще один источник материальной поддержки. Но господин посол не стал давать напрасных обещаний, а сразу сказал, что государство Израиль не будет финансировать реконструкцию кобринской синагоги — в то время оно вело войну на 6 фронтах.
Наконец, в 2008 г. председатель иудейской общины Кобрина Ю. В. Каплан познакомился с руководителем иудейской религиозной организации из Минска господином Дорном, который имел обширные связи за границей и реальную возможность помочь в финансировании работ по восстановлению синагоги. После многочисленных переговоров было принято решение передать права на здание кобринской синагоги минской общине. Акт передачи был подписан, и еще в первой половине года провели экспертизу здания, а также частично благоустройство территории — вырубили кусты, убрали мусоросвалку, разровняли и выкосили площадку. Это был первый шаг на долгом пути — необходимо было привести в порядок здание, площадку перед ним и ограждение вокруг. Но второй шаг на этом пути не сделан до сих пор. Почему?
— Дело в том, — объясняет Ю. В. Каплан, — что на территории, которая по документам вместе со зданием принадлежащим общине, оборудована автомобильная площадка, т. е. часть земли изъята, но документов об изъятии у нас до сих пор нет, новый акт на землю не подготовлен, а без него вкладывать деньги в реконструкцию объекта никто не будет -это неправильно ни с юридической, ни с хозяйственной точки зрения.
— Строительство парковки для автомобилей входило в план модернизации улицы Первомайской, — поясняет зам. председателя райисполкома П. В. Кирилюк. — Место для площадки было выбрано специально напротив здания военкомата, с учетом ДТП, случившегося несколько лет назад во время проводов призывников, для обеспечения безопасности граждан. Работы проведены по инициативе и за средства районного бюджета. Предполагалось, что дальнейшее благоустройство территории вокруг здания возьмет на себя религиозная организация. Необходимо оштукатурить фасад, сделать крышу и поставить ограждение.
Кто этим займется, когда нужны большие деньги и нет необходимых документов — вопрос, что называется, на засыпку.
— В январе 2009г. мы отправили письмо в Минск собственнику кобринской синагоги с предложением принять решение относительно финансирования работ, — говорит Ю. В. Каплан.
— Недавно в райисполком пришел ответ из Минска, в котором религиозная иудейская община выражает готовность начать косметический ремонт фасада здания Кобрина. В письме содержится просьба определить, какие именно работы нужны зданию, их стоимость и подрядную организацию для проведения. Я уже направил в Минск ответ, в котором указал, что требуется выполнить отделочные работы на фасаде, отремонтировать крышу и заменить окна. Примерная стоимость работ — около 400 млн. руб., — сказал П. В. Кирилюк.
Такова ситуация на сегодняшний день. Возможно, в скором времени Кобринская синагога хотя бы внешне приобретет достойный вид. И это будет уже немало в отношении здания, которое пришло в запустение не за давностью лет, а по злой воле людей, и история которого, словно в миниатюре, впитала в себя историю своего многострадального народа.
Наталья Васюк, "КобринИнформ"