В свободное плавание отправили цены
Почти полную свободу в формировании цен и тарифов получили индивидуальные предприниматели. Чего нам ожидать от такой либерализации?
“Социальные” продукты — под контролем
Прежде всего, успокоил директор департамента ценовой политики Минэкономики Игорь Фомин, регулирование цен на социально значимые товары, например хлеб, молоко, кефир, лекарства, останется. Этот перечень будет определять Совет Министров.
Несмотря на то что на текущий год предельные индексы не принимались, Минэкономики намерено производить мониторинг цен и не допускать их необоснованного роста.
“Мы понимаем, что экономика должна развиваться по своим законам, — говорит директор департамента. — Если произошла разовая девальвация, то возместить эти затраты нужно, но не надо делать это обвально”.
Бороться с ростом цен планируют и активными антимонопольными мерами. “Решается проблема ограничения доступа некоторых товаров на определенные рынки, — сообщил Игорь Фомин. — Мы за развитие свободной конкуренции”.
Минус 14
В стране “взят курс на либерализацию экономики”, объясняет директор департамента ценовой политики Минэкономики Игорь Фомин. И подписанный Президентом Указ № 70, который совершенствует систему ценообразования, продолжает эту линию.
В соответствии с указом, в частности, отменяется процедура регистрации цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги), за исключением тарифов на новые платные медицинские услуги. Такая процедура ранее носила заявительный характер, но при этом цены (тарифы) на новые товары (работы, услуги) могли применяться только после их регистрации в соответствующих органах управления. Под новыми товарами понимали те, которые имели новые характеристики, название и обозначение (артикул).
Кроме того, освобождены от составления экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), юридические лица и индивидуальные предприниматели при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также в случае изменения ими отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) в размерах, не превышающих установленные Совмином предельные индексы.
Теперь индивидуальные предприниматели (за исключением, как уже говорилось выше, оказывающих платные медицинские услуги) могут забыть о соблюдении этих предельных индексов. Ранее такое право было предоставлено только индивидуальным предпринимателям, уплачивающим единый налог или применяющим упрощенную систему налогообложения.
При этом перечень подлежащих ценовому регулированию товаров (работ, услуг) сокращен на 14 позиций. По словам Игоря Фомина, исключенные позиции “не являются стратегически значимыми для страны”.
Пределы мешают расти
От сложностей нынешней системы ценообразования предприятия, вынужденные держать лишних бухгалтеров, несут финансовые издержки. “В стране около 500 тысяч бухгалтеров и учетных работников”, — обозначает масштабы проблемы председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. И зарплата “лишних” работников ведет к повышению себестоимости продукции. Чтобы кардинально решить проблему, предлагает он, необходимо поэтапно прийти к тому, что в Беларуси останутся под контролем государства лишь цены на продукцию и услуги, дотируемые из бюджета, а также цены монополистов.
“Минский тракторный завод импортирует стекла, — обращает внимание еще на одну сторону проблемы директор могилевского предприятия “Куво” Владимир Кульбенков. — Я мог бы купить производственную линию и выпускать необходимые стекла”. Чтобы окупить проект, придется повысить цены. Но по действующим правилам повышать их до необходимого уровня нельзя. В итоге новые рабочие места не создаются, а отрицательное внешнеторговое сальдо Беларуси увеличивается.
На многих предприятиях из-за ограничения роста цен приходится работать с минимальной рентабельностью либо даже в убыток. Нет денег на развитие, приходится увольнять работников.
Конкуренция диктует скидки
Понятно, что рост цен волнует рядового потребителя больше, чем проблемы каких-то предприятий. Но эти проблемы могут стать общими. Если производители будут уменьшать объемы производства, меньше вкладывать в обновление продукции, то выбор в наших магазинах может стать скуднее, а качество товаров — ниже. К тому же проблемы предприятия могут отразиться на зарплате работника, и тогда, даже если цены останутся прежними, на полученные деньги он сможет купить меньше.
Впрочем, любой хороший бизнесмен всегда стремится максимизировать прибыль. Проще всего это сделать, когда, условно говоря, в каком-то городе есть только один магазин, в котором представлена продукция одного-единственного предприятия. Если это товар ежедневного спроса, например молоко, то и цену можно что называется загибать, все равно купят. Снизить ее способен грозный приказ “сверху”. Но сколько нужно сил и средств, чтобы выявлять таких монополистов, если городов много, да и кроме “молочников” есть еще “колбасники”, “башмачники” и прочие?!
Проще всего, видимо, в каждом городе построить много магазинов и обеспечить доступ в них как можно большему числу производителей. Свободная конкуренция заставит снижать цены. Чиновнику останется лишь контролировать, чтобы продавцы не сговорились и сообща не держали цены завышенными.
Руслан АНАНЬЕВ, “НГ”