Главная | Справочник Кобрина | Аквапарк | Ледовый | Новости
Новости | Полезности | Около 30 тысяч швейников Бреста попали в поле повышенного риска.

Около 30 тысяч швейников Бреста попали в поле повышенного риска.

Бренд «Брестский трикотаж», под которым выступали все швейные предприятия города, в большей степени был ориентирован на российский рынок. Потенциальные покупатели – бюджетники: врачи, учителя, работники социальной сферы и мелкие чиновницы. То есть та самая категория лиц, на которой более всего отразился мировой финансовый кризис. Цены выросли, доллар существенно оторвался от российского рубля, а зарплаты, по большому счету, остались прежними – как в Отечестве, так и в ближнем зарубежье.

Ситуация не замедлила сказаться на швейном бизнесе Бреста. По наблюдениям специалистов, занятых в этой сфере, покупательная способность потенциальных клиентов из России сократилась в два раза. Зимняя коллекция 2008-2009 была распродана совершенно в иных объемах, нежели предполагалось. Откровенно говоря, россиянки приобрели не более 70 процентов новомодного товара брестских швейников.

До середины декабря продажи шли довольно активно. Все же новогодние корпоративы заставили женщин раскошелиться на подорожавшие обновки. Во второй половине декабря пошел спад покупательского спроса. Но конец года и первая половина января всегда слыли мертвым сезоном на рынке продаж. Масштабы явления проявились во второй половине января. После того, как Россия отгуляла длительные новогодние каникулы, деловые люди нашего города попытались вступить в привычный ритм работы.

Обычно с 15 января оптовики России давали о себе знать немедленно. Все мало-мальски серьезные фирмы города работали с постоянными клиентами по хорошо налаженной схеме – во второй половине января собирались заявки на продукцию. При этом брестчане у постоянных клиентов требовали предоплату - 30 процентов от общей суммы заказа. Эти деньги были необходимы, прежде всего на погашение затрат по производству новой коллекции – закупку тканей, фурнитуры и т. п. Остальные 70 процентов оптовики, как правило, вносили уже перед самой отгрузкой изделий для отправки по назначению.

Нынешний январь перечеркнул традиции. Даже если какие-то фирмы и получили заявки на определенные модели, предоплату россияне вносить не спешат. Поначалу казалось, что такое упрямство постоянных клиентов – дело временное. День-два, и ситуация изменится. Но прошла неделя, потом вторая, начался февраль… А ближайшие соседи и по сей день демонстрируют отсутствие интереса. Деньги на счета подавляющего большинства брестских швейных фирм не поступили. Если учесть, что в Бресте работают около 450 швейных предприятий со штатом примерно 80 человек каждое, то в поле повышенного риска оказались более 30 000 человек. Те предприятия, которые имеют оборотные средства, все же решились производить коллекцию весна-лето 2009. Остальные, кто привык шить и продавать «с колес», находятся в полной прострации.

Ситуация сложилась очень серьезная. Чтобы спасти предприятия от банкротства, хозяева идут по двум основным путям, из которых оба – не популярные. Первый – сокращение числа работающих и даже попытки продать бизнес. Но кто теперь его возьмет? Еще полгода назад брестские швейные предприятия имели такие доходы, что казались лакомым кусочком для некоторых российских бизнесменов. И последние частично вкладывали деньги в производство, налаженное брестчанами. Теперь же всякие попытки избавиться от проблемной швейной фирмы натыкаются на мертвое молчание. Никто – ни соотечественники, ни наши ближайшие соседи по границам – не желает вкладывать деньги в производство одежды для бюджетников.

Второй непопулярный путь выживания - перевод сотрудников на сокращенную рабочую неделю. При этом офисные работники недосчитаются 20-30 процентов от привычной заработной платы. Но больше других пострадают еще недавно такие дефицитные швеи. До последнего времени еженедельно в «Вечернем Бресте» приглашения на работу швейных бригад занимали по две страницы рекламного приложения – около 60 объявлений! Теперь их единицы. Средняя заработная плата швей несколько месяцев назад колебалась в пределах полутысячи долларов. В высокий сезон опытная труженица могла заработать и 600 у. е. Те, кто зарабатывали больше своих мужей, могли с полным правом на домашнем совете «заказывать музыку». В новых условиях, по информации представителей директорского корпуса брестских швейников, средняя заработная плата швеи в ближайшие месяцы упадет до 250 $.

В этом случае потери специалистов неизбежны. На швейных предприятиях работает много иногородних женщин. Выходцы из белорусской провинции, они сознательно приобретали профессию, востребованную на рынке труда. Прошли годы, в швейном деле дамы преуспели, но обзавестись собственным жильем не смогли. Многие, особенно одинокие молодые женщины, живут в Бресте на съемных квартирах. Для них сложившаяся ситуация приобретает судьбоносный оттенок: собирать чемоданы к маме? Менять профессию? В неизвестности ждать? Им никто не может дать ответа.


Письма из редакционной почты

«Кризис уже ощущается. Свободного времени больше, денег – меньше. У нас частная швейная фирма. По брестским меркам, средняя. Нам уже объявили о грядущем снижении зарплаты. Клиенты требуют уменьшения цен. Немудрено, в России доллар был 25 рублей, сейчас 36 рублей, а ведь наша продукция ориентирована именно на российский рынок. В таком же положении и другие брестские фирмы, даже хуже, кому-то задержали зарплаты, чего раньше не было. Обеспечить работой на больших предприятиях 10 бригад сложно, сейчас работают только на заказ, склад не затаривают. Я не унываю, наш директор - серьезный человек, выберемся. Но пока вынужденный отпуск».

***

«Швеи Бреста уже три месяца без работы. Как выжить такой армии безработных? Найти в городе другую работу невозможно!»

***

«На нашем предприятии работаем по очереди: одна бригада трудится, другая отдыхает. Продукцию не берут, а за помещение все равно платить надо. Ткань на весну-лето фирмы уже сейчас должны заказать и оплатить. Только сколько брать и чем оплачивать? Цены на ткань уступать не хотят, а мы продукцию по себестоимости отдаем, лишь бы не висела мертвым грузом. Почитайте объявления в газетах Бреста: «Продается действующее швейное предприятие», «Швейное предприятие сдает в аренду площади»… Продается все: помещение, оборудование… Ужас! Что будет со швеями? Многие ездят работать в Брест из Кобрина, Остромечева... А куда выпускницы после учебы пойдут? Только в Бресте аж три учебных заведения для нашего бизнеса кадры куют!»


Татьяна Шеламова, "Вечерний Брест"