Главная | Справочник Кобрина | Аквапарк | Ледовый | Новости
Новости | Кобрин | Скакуны в Кобринском районе - роскошь

Скакуны в Кобринском районе - роскошь

СПК «Верхолесский» даже в масштабах родного Кобринского района -- хозяйство небеспроблемное. А если честно, признается его руководитель Василий Полищук, то финансы поют романсы. В казне колхозной пусто. Сам председатель у руля всего-то восемь месяцев. Пришел в трудный сельхозкооператив по собственной инициативе. Отступать вроде негоже? Тем паче за короткий срок удалось встряхнуть людей. Добиться первых, пусть пока и негромких успехов. Но груз прошлого неудачного хозяйствования так и норовит утащить вниз.
Подобная ситуация -- вполне «благодатная почва» для… скорого и бесповоротного решения. Избавиться от коневодства -- и дело с концом? Соблазн велик, но Полищук, по всему видать, сопротивляется.

Хорошее дело, не спорю! А смысл? -- рассуждает председатель Кобринского района. -- Ведь только своими силами, без финансовой помощи извне вряд ли коневодство дальше потянем. Нужны позарез либо государственные вливания, либо какие-то другие со стороны. С точки зрения экономики, лошадь содержать в наших условиях хозяйствования является непозволительная роскошь. Почти семьдесят голов сейчас в СПК Кобринского района нынче табун. А прибыли от них на данный момент никакой! Вот если б вместо коней буренок поставить… Молоко -- это живые, быстрые деньги! Лошадки же -- красота, но абсолютно невыгодная. Эх, если б не нужно было хозяйство поднимать… Тогда я б даже и мысли не допускал избавиться от коневодства.

Любовь Драгун, главный зоотехник СПК Кобринского района, прикидывает: нынешняя закупочная цена, то бишь сдаточная на мясокомбинаты, никак не может обеспечить прибыльность отрасли. Есть госдотирование. Но оно, как говорится, погоды не делает. Чтоб сводить концы с концами, закупочные цены должны подрасти как минимум в полтора раза!

Дело у нас здесь неплохо поставлено, -- говорит дальше Владимир Полищук. -- Работает конноспортивная школа. Деток приобщаем к здоровому образу жизни. Даже пробуем немножко иппотерапию практиковать -- очень просили об этом родители ребят, больных ДЦП. Недавно ваши коллеги-телевизионщики приезжали, Купалле у нас снимали. Красивая картинка получилась! Но что за ней? Какими усилиями дается этот внешний лоск? Мало кого волнует это в Кобрине и Кобринском районе, создается такое впечатление…
Идти по пути узкой специализации?
Лошадь, утверждают специалисты, существо довольно-таки прихотливое. Требует очень серьезного внимания: и ухода, и отличного кормления. Чуть что не так, сразу начинаются болезни. А ветеринарные расходы по данным меркам немаленькие! Но сказать, что на районном уровне верхолесских энтузиастов не поддерживают, -- значит, погрешить против истины. Ветподдержка налажена неплохо. Но не хватает главного у хозяйства -- свободных средств. На нормальное дальнейшее развитие конного спорта в Кобринском районе...

Откровенно говоря, восемь месяцев назад у меня было побольше оптимизма насчет перспектив коневодства, -- признается Полищук. -- Теперь изрядно поубавилось. Ведь если заниматься этим всерьез, нужно вкладывать даже очень немалые деньги. А где их взять во времена всемирного финансового кризиса? Теперь складывается такая ситуация, что выгодно культивировать лишь прибыльные, сегодня и сейчас, отрасли сельхозпроизводства. Коневодство же не обещает скорой отдачи. Ну вступили мы в этом году в республиканскую ассоциацию. Обещают только в следующем году по этой линии подбросить миллионов сорок на маточное поголовье. Капля в море сплошных прорех!
Меня убеждают: мол, потерпите еще немного, выдюжите еще чуть-чуть и скоро все измениться в лучшую сторону. Непременно случится настоящий бум в коневодстве республики. Но мне-то сейчас выживать нужно! Нет, нормально жить, развиваться! С разведением же лошадей лихой наскок не пройдет. А вот трудноразрешимых вопросов, наоборот, предостаточно. Не хватает нам еще опыта. Дефицит квалифицированных, с душой относящихся к делу кадров. Это, впрочем, общая беда всего сельхозпроизводства. Надо думать, как эффективней ставить дело в том же коневодстве. Может, пойти по пути создания спецхозов? В любом случае, сегодня уповать на энтузиазм в единичных хозяйствах -- зачастую экономически слабых, скорее всего пустая трата времени!
Без эффективной дотационной политики невозможно поднять сельхозпроизводство. А именно такая задача ставится в рамках реализации Госпрограммы возрождения и развития белорусского села. Но, думается, слишком многого ждем от «низов». Мол, пусть каждое отстающее хозяйство возьмет да и резво так стартует в лучшее будущее! Если б все было настолько элементарно… Жизнь сложнее умных расчетов и, казалось бы, «железных» надежд.
Так и в данной ситуации: одними обещаниями да убеждениями сыт не будешь. То есть не поднимешь проблемный СПК вместе с его «фишками» -- коневодством да выращиванием пряноароматических трав.

Только не подумайте, будто бы я впадаю в пессимизм или, не дай Бог, хочу удобно сидеть на шее у государства! -- акцентирует Василий Иванович. -- Уже за неполный год немало чего удалось добиться. С урожаем зерновых, обеспеченностью кормами в этом году получше стало. Однако до финансового благополучия еще конечно же далековато! Не буду ссылаться на объективные причины. Они есть, но и наши недоработки можно увидеть. В том же коневодстве многое просто упускалось. Теперь, правда, убеждают меня в перспективности отрасли в ближайшем будущем. Грядущей выгодности? Да, но пока вижу впереди только неподкрепленный финансированием интерес со стороны ученых, чиновников-управленцев, да некоторых родителей детишек, желающим покататься на лошадках. На данный момент есть неплохие планы, солидная программа действий. Уже хорошо, но этого мало!


Мышление должно быть от жизни

Очень многие перспективные задумки, планы, программы у нас частенько красиво выглядят только на бумаге. Деньги на их реализацию, может, и выделяются… Но до конкретных исполнителей -- тех же «низов» -- почему-то не доходят.

Настроен я все-таки сохранить коневодство в Кобринском районе, но придется очень уж сильно упереться, -- рассуждает председатель. -- Иной раз хочется поступить, как когда-то Кутузов: сдал Москву, чтоб сохранить армию и выиграть войну… Пойти на сокращение поголовья, маточного в первую очередь. Пережить трудное время, а потом снова вернуться к прежним рубежам. Но мне этого не позволяют сделать. Со сбытом же молодняка -- глухо. В этом году, правда, реализуем несколько голов. Гарантий же, что ситуация поправится, никто не дает. Вообще сейчас приходится жить по рыночным законам. Больше думать о сегодняшнем дне. Заглядывать дальше, с прицелом на перспективу получается редко. Но принцип «нам бы день продержаться да ночь пережить» финансов в колхозную казну не добавляет…
Как не пополняется она и по причине безответственности партнеров по АПК. В этом году СПК «Верхолесский» получил неплохой урожай картофеля. Выращивали его на ста гектарах -- уже это само по себе отрадное исключение из общего правила. (Бульба в Беларуси становится редкой гостьей на полях крупнотоварных хозяйств, превращается, по сути, в сугубо частное дело). Верхолессцы и тут упираются. Да какой прок с того? Если переработчики вовремя не рассчитываются за сданный картофель?! Это обстоятельство вроде бы напрямую не касается лошадиного дела, но еще как влияет на его будущее -- ведь откуда сейчас взяться у СПК свободным средствам?


Да, есть такие проблемы, но и мы сами еще не научились трудиться в новых условиях, -- председатель настроен самокритично. -- Отношение нужно менять к работе на земле! Как говорится у нас в полесском крае, побольше надо «господарей» иметь! А так… Годы развальные даром не прошли. Народ стал забывать, что не все в жизни легко дается. Шальные деньги, огни больших городов сманивают молодежь, «вымывают» из деревни перспективный трудовой ресурс. А с бестолковым кадром коневодство, как и другое дело, не поднимешь.
Удивительно: руководитель проблемного хозяйства верит в самый настоящий белорусский агробум. Правда, случится он при условии коренной ломки старого мышления в агросекторе. Выкладываться по полной -- вот главная задача! На это и ориентирует Полищук своих коллег-подчиненных.

Не сторонник я громких слов типа «выход на новый этап развития» и так далее, -- рассуждает председатель. -- Нужно просто совместными усилиями решать конкретную проблему! И со стороны государства, как ни крути, нужна именно финансовая поддержка. Появись сейчас у меня свободных, скажем, миллионов двести -- СПК «Верхолесский» Кобринского района преобразился бы за считанные недели.

Буффонада в подарок

Обещания, которые дают сегодня и чиновники, и ученые, хочется верить, воплотятся в жизнь. Во всяком случае, разве только одному «Верхолесскому» нужно коневодство? Когда пять лет назад здесь создавали еще и конноспортивную школу, тоже было много обещаний. Выполнены далеко не все. Вот стоит на конюшне красавица Буффонада. Недешевая спортивная лошадка, которую подарил школе местный райисполком. Вот она -- конкретная помощь! А то ведь разговорами проблемный воз с места не сдвинешь...

Спрашиваете, как мы убеждаем нового председателя, чтоб не сбывал лошадок? -- переспрашивает тренер по конному спорту Анна Давыденко. -- Работой своей -- нужной, полезной -- убеждаем! Школа ведь очень востребована, занимаются детки в охотку. Но одним спортивным коневодством не ограничиваемся. Есть в хозяйстве и рабочие лошади, которые еще как усердно пашут на частных огородах! Сохранить удалось и племенное «ядро». Имеем два десятка конематок. Этого достаточно, чтоб уже в следующем году получить статус племконефермы. Главная в том надежда -- разжиться нужными средствами...

В СПК «Верхолесский» Кобринского района, если такой статус присвоят, будет одна из немногих -- всего-то с полдесятка их сейчас по республике! -- племконеферм, сохраняющих и улучшающих белорусскую упряжную породу. Согласитесь, такого количества нужных объектов в масштабах Беларуси явно мало. Если не думать о наращивании племпотенциала уже сейчас, то рискуем и вовсе потерять свою национальную породу?

Надеемся, этого все-таки не случится, -- старается сохранять оптимизм Анна. -- А на такой племконеферме, вместе с белорусской упряжной, можно содержать и несколько спортивных лошадок…
Нельзя сказать, что в Беларуси работа в коневодстве велась системно, всерьез, на государственном уровне. Лишь недавно заговорили об этом, хотя отдельные «очаги» опыта, наработки имеются. Не стоит, однако, забывать: конный спорт затратен чрезвычайно! Им увлекаются далеко не бедные люди. Сиюминутной отдачи от инвестиций в коневодство, предостерегают специалисты, просто не бывает. А в следующем году, если начнем вкладывать деньги в отрасль, случится даже не сам бум, а его преддверие. Настоящего эффекта от вложений придется ждать лет восемь, не меньше.
Вроде бы государство совсем избавляться от лошадей не собирается. Но уж очень сильно уповает на энтузиазм «снизу»! Думается, времена, когда только за счет него можно было «выехать», прошли. Сложно ждать трудовых подвигов от специалистов-коневодов, чьи зарплаты на уровне 150--200 долларов США в эквиваленте.

Взгляните, мы сами сделали неплохое поле для конкура! Тут регулярно проводятся соревнования, -- напоследок показывает Анна Давыденко. -- А вот манеж недостроенный -- просто головная боль. Обидно: немного и достраивать осталось, но откуда взять средства? В районном, областном, республиканском бюджетах? Пока вопрос остается открытым. А ведь еще надо бы построить современную конюшню для спортивных лошадей. Даже если получим деньги по линии племконефермы, их не хватит, чтоб залатать все дыры...

Ясно одно: пока энтузиазм на местах не будет подкреплен финансово, ждать бума на «лошадином фронте» бесполезно. По сути, требуется комплексный государственный подход к решению проблемы! Тут необходимы эффективная ценовая политика и современное научное сопровождение… Иначе все останется по-прежнему. Конюшни в хозяйствах продолжат тихо закрывать, а их обитателей партиями сбывать на мясо. Перспективное же дело, сулящее и ресурсосбережение, и неплохие экспортные перспективы, и спортивные достижения, и виды на туризм, потихоньку сойдет на нет?


Между прочим
Упряжную -- на бега?
Белорусские ученые собираются как раз на конеферме в СПК «Верхолесский» Кобринского района отрабатывать не совсем обычный вариант. Точнее, хотят усовершенствовать новую разновидность породы -- белорусскую упряжную спортивную. По задумке отечественных специалистов она сможет брать барьеры ничуть не хуже, чем знаменитые голштинцы или ганноверцы. Причем белорусская упряжная спортивная лошадка будет иметь неплохие экспортные перспективы. «Аналоги» в той же России уже сейчас очень и очень востребованы.


Инна ГАРМЕЛЬ,
спец. корр. «Белорусской нивы».
Кобринский район.