Вслух – о слабослышащих. Что такое оптимизация для детей-инвалидов?
Слух про очередную оптимизацию (читай -- закрытие) Кобринской специальной общеобразовательной школы-интерната, много десятилетий ориентированной на слабослышащих детей, и перевода всех ее классов в Пинскую общеобразовательную специальную школу-интернат, долгое время именовавшуюся «для глухих», всколыхнул в первую очередь родителей и педагогов-специалистов. От администрации Кобринской школы информации они не получили, прозвучала лишь просьба не раздувать слухи.
А потому стали отправлять электронные обращения в Министерство образования Беларуси, в управление образования Брестского облисполкома, на что получили ответы. Так, в ответе от 23 декабря 2013 года начальник данного управления Михаил Тихончук пишет: «Вопрос о функционировании двух однотипных интернатных учреждений специального образования будет рассматриваться Брестским областным исполнительным комитетом в конце текущего учебного года».
В ответе его заместительницы Ирины Човжик от 10 января 2014 года звучит мотив грядущей оптимизации: «В связи с уменьшением количества обучающихся в вышеназванных учреждениях вопрос о целесообразности функционирования двух однотипных учреждений специального образования будет рассматриваться…»
По нашим сведениям, на сегодняшний день в двух названных школах-интернатах учится 159 детей, причем большая часть – 91ученик – в Кобринской.
Запоздало, буквально полмесяца тому назад, слух о закрытии дошел и до родителей первоклассников Кобринской школы-интерната; они в прошлую пятницу провели собрание, надеясь на нем получить более конкретную информацию но, к сожалению, остались без нее и тоже решили написать коллективное обращение наверх. Родитель сожалеют, что действуют разобщенно с педагогами и родителями старшеклассников. Гораздо лучше было бы, если бы все объединили усилия и выработали одну позицию. Понятно, администрация школы-интерната – люди служивые. Но ведь главное – дети, обделенные слухом, дети-инвалиды, во главе угла должны стоять их интересы.
Точка отсчета – слабое звено
В первом классе Кобринской школы-интерната учится Глеб, сын обычных, с нормальным слухом родителей-брестчан. Когда в семье обнаружили у него недостаточность слуха, делали все возможное: обследовали, искали пути лечения. Следом за первенцем в семье родились две дочки, и заниматься сыном родителям стало сложнее. Тогда они и отдали мальчика вначале в подготовительную группу в Кобринский интернат для слабослышащих – о нем узнали много хорошего. Но боялись за сына: как он перенесет отрыв от дома, как привыкнет к новым условиям?
К их радости, мальчик просто ожил среди таких же детей и замечательных педагогов-специалистов. Пошел в первый класс (в нем 7 детей), самостоятельно делает уроки, с ним работает сурдолог и другие специалисты. Каждому ребенку там выдают бесплатно слуховые аппараты, делают в них индивидуальные вкладыши, по мере надобности настраивают, чинят. В Бресте также в областной поликлинике оказывают данную услугу -- но для этого посылают заказ на вкладыш в Минск, получается долго и дорого.
Родители заметили, что раньше у сына словарный запас и грамматический состав речи был значительно беднее, чем у слышащих ровесников, и он испытывал дискомфорт. Среди воспитанников интерната, с помощью специалистов обучаясь по современным методикам, мальчик стал говорить лучше. Одновременно он изучает и язык жестов.
Как узнали из разных источников родители мальчика, выпускники Кобринской школы-интерната для слабослышащих поступают в ссузы и вузы, они работают, строят семьи – в общем, социализируются и вполне успешно, чего отец и мать желают и своему сыну.
Как дом родной
Кобринская школа-интернат для слабослышащих существует с 1946 года. Сейчас в ней учится 91 человек, наполняемость классов – от 6 до 12 учеников. В трехэтажном здании школы сделан прекрасный ремонт. Уже 17 лет ей помогают немецкие спонсоры из г.Ниббюль, именно они дарят детям современные слуховые аппараты, весьма дорогостоящие. Другие спонсоры – итальянцы возят детей на оздоровительный отдых в г.Валь-ди-Фемме, где горнолыжный курорт.
Важный для воспитанников и их родителей момент – размещение школы в центре Кобрина. От него недалеко и до областного центра. Потому детей забирают домой на выходные и праздники. До Пинска же добираться из Бреста да и из других мест достаточно долго и сложно для ребенка.
Кто-то может привести контраргумент, что в советские времена детей отпускали домой по большим праздникам, на каникулы, и это шло на пользу учебному процессу. Что ж, времена меняются, прежняя идеологическая система, которая не особо считалась с личностью, тем паче, малолетней и подчиненной, видоизменилась. Нынче мы говорим о правах детей, защите инвалидов, вовлечении их в общественную жизнь, о том, что нельзя экономить на детях, и без того обделенных природой.
Мы разные – мы равные
Итак, имея опыт общения с руководством разных уровней сферы образования, одинаково радеющих за оптимизацию, будь то ПТУ, будь то спецшкола, за мнением экспертов я обратилась в Брестскую областную организацию Белорусского общества глухих (БелОГ). Ее многолетний руководитель Валентина Красненко следит за процессом оптимизации специального образования по всей республике. По ее мнению, в основном закрывают отдаленные интернаты и перемещают их воспитанников в специальные школы областных, районных центров, где выпускникам легче найти работу, социализироваться, имея друзей в региональных организациях общества глухих.
Жаль, что в Бресте нет такого образовательного учреждения, которое было бы в связке и с областной организацией БелОГ, и с ее предприятиями.
А специальные школы в Кобрине и Пинске действительно замечательные. В Пинске это типовое здание на 300 человек, которое может вместить в себя и новый ученический коллектив.
В Брестской области действуют два предприятия для инвалидов с нарушением слуха - - в самом Бресте УП «Промбрис» и в Барановичах УП «Блик». Эти предприятия имеют льготы, их продукция качественная и конкурентоспособная. Предприятия пополняются выпускниками специализированных школ-интернатов. Таких молодых людей становится все меньше. Тенденция в общем положительная – медицина не стоит на месте, патологии слуха выявляются на ранних стадиях, лечатся, купируются.
Но тенденция эта заставляет названные предприятия и Брестскую организацию БелОГ думать о том, как привлечь рабочую молодежь. Ведь современные ребята с нарушениями слуха, инвалиды предпочитают работать с компьютером, общаться с миром через него – так легче. Для выхода в люди надо потрудиться, развивать свою речь и жестовый язык.
После школы помощь в развитии этих качеств ведется организацией общества глухих для своих членов, их детей и родных в клубах, где проводится множество мероприятий, конкурсов, праздников, проектов, включенных в городскую жизнь.
В Бресте у организации БелОГ есть хорошо оснащенные компьютерные классы, здесь и спортивные секции, и художественные.
Для обладающих слухом родителей детей-инвалидов проводились месячные курсы по изучению жестового языка – для лучшего понимания своих детей. В белорусских специализированных школах-интернатах для глухих и слабослышащих не все учителя-предметники владеют им. Конечно, это норма для сурдопедагогов, которых готовит университет им М.Танка и которые работают в специализированных школах. Работают они и в замечательных школах-интернатах в Кобрине и Пинске.
Однако, как считают мои собеседники, Пинская школа-интернат долгое время специализировалась именно на работе с глухими детьми, и переведенные туда классы слабослышащих учеников без своих педагогов-специалистов потеряют ту драгоценную практику по развитию речи, что за долгие годы была наработана именно в Кобринской школе-интернате. Ведь учителей-специалистов не оторвать от семей, от квартир в Кобрине. Как сложатся дальше их профессиональные судьбы?
Частично слабослышащих детей из Кобринской школы-интерната могут интегрировать в обычные школы. Это значит, в класс с наполняемостью в 25 детей. Легко ли им будет со слуховыми аппаратами в таком многоголосии? Как свидетельствует мама первоклассника Глеба, у него на людях голова кружится, он почти теряет сознание среди большого количества говорливых детей.
И еще одно мнение – от директора клуба Брестской организации БелОГ Леокадии Власюк. Она окончила Кобринскую школу-интернат в 1970 году. Более 40 лет работая в областной организации БелОГ, видела и могла сравнивать выпускников и кобринской, и пинской специализированных школ. Обе – прекрасные школы, но все-таки у каждой сложилась своя специфика. Так, выпускники Кобринской, овладевшие и жестовым языком, и речью, вышли в лидеры, в руководство областной организации. Это тоже показатель. Очень жаль терять Кобринскую школу-интернат. Леокадия Вацлавовна специально прошлась по цехам Брестского предприятия «Промбрис» и опросила тех работников, у кого дети учатся в Кобринской школе-интернате: они за то, чтобы их дети учились только в ней, им там лучше. Нельзя ради арифметической оптимизации, которая подсчитывает экономическую выгоду, ухудшать положение тех детей, кому от рождения трудно. Их не так много, но тем более они нуждаются в нашей защите.
Источник: bk-brest.by