Главная | Справочник Кобрина | Аквапарк | Ледовый | Новости
Новости | Кобрин | Страстный коллекционер виниловых пластинок из Кобринщины

Страстный коллекционер виниловых пластинок из Кобринщины

Экс-директор сельского Дома культуры собрал коллекцию из 300 виниловых пластинок. Владимир Шаблицкий – страстный коллекционер. Человек увлеченный, любит во всем доходить до масштабных проектов. Когда дети – Юра, Валентин и Алла – были маленькими, он для каждого вел отдельный альбом «с артистами». Мода на фотографии актеров советского кино изрядно потрепала семейный бюджет. Зато теперь в домашнем архиве Шаблицких есть несколько альбомов с «незнакомыми» звездами. Есть какая-то неожиданная откровенность в этих юных лицах: трудно узнать будущего Штирлица в Вячеславе Тихонове с челочкой «вихром», как не узнаешь шекспировского Гамлета в кучерявом Смоктуновском.

Артистическая натура Владимира Шаблицкого проявилась рано. Школьником он играл в драматическом кружке, который привел его в Могилевское культпросветучилище, а потом – в Государственный институт культуры. В 19 лет режиссером народного театра Шаблицкий распределился в Кобринский район – немного поработал в деревне Камень, а потом был переведен заведовать Домом культуры деревни Батчи. По правде говоря, поехал сюда за женой Марией. Женился рано, в 21 год, – уж очень красивая была избранница. «Как артистка», – самое лестное сравнение Владимира Михайловича.

Дома его всегда понимали. Это в деревне кто-то мог шутейно упрекнуть: «Кто-то едет в город за деталью для велосипеда, а Шаблицкий везет из райцентра пластиночку». С музыкой в Советском Союзе было трудно. То есть классические произведения как раз неплохо издавались студиями звукозаписи. Дурно обстояло дело с эстрадой. Не найти было в магазинах ни «Песняров», ни «Пламени», а уж ритмы зарубежной эстрады доставались только избранным. Но надо знать дипломатический талант Шаблицкого. Очень быстро в районном центре он установил «творческое сотрудничество» с продавцом отдела музыкальных товаров. Чем он – примерный семьянин – смог взять женщину советской торговли, трудно представить. Но только дама все последние музыкальные новинки придерживала под прилавком и телефонировала в Батчи. Так в коллекции Шаблицкого появлялись пластинки наипопулярнейших «АВВА», «Бонни М», Джо Дассена на пике славы, модная в 70-х итальянская музыка. За годы собралась огромная подборка винила – 300 экземпляров.

В доме Шаблицких хранится еще одна коллекция – 10 подлинных народных костюмов, тех самых, которые носили деревенские женщины всего-то каких-то 100 лет назад. Для одного поколения – это срок большой, а для истории человечества – один миг. И в этот миг белорусы утратили свою идентификацию, которая выражалась в том числе и в повседневном наряде. Понимал ли Владимир Михайлович, что начинает большое дело, создавая фольклорный коллектив «Литвинянка», или просто судьба привела?

Он много работал с разными коллективами ведущим – задорный, острый на словцо, Шаблицкий знал, как зацепить публику. За это умение его приглашали на большие праздники районного и областного масштаба. В 1986 году он отправился представлять Беларусь в Западную Украину с фольклорным коллективом из другой деревни и вдруг понял: вот в чем сермяжная правда работника культуры – в сохранении местных традиций. Из быта сельского человека на тот момент уже многое ушло: старые юбки, расшитые рубашки и фартучки были стыдливо распиханы по комодам и шкафам. Появился кримплен, потом – эластан, штрукс… Надвигалась глобализация, в которой народы оказались одинаково безлики.

Стояла самая неудобная пора для сбора певческого коллектива – осень. Но Шаблицкий отправился в деревню Литвины. Именно там в домах стареющих женщин еще пели песни родных мест. Потенциальных артисток застал на борозде. Он пробирался через делянки и вел «кастинг» прямо в поле: «Ты до Пантелеевны в хату придешь?» – строго интересовался Владимир Михайлович. У Пантелеевны и состоялись первые репетиции фольклорного ансамбля «Литвинянка». Все годы Шаблицкий сам ездил в Литвины на репетиции: по совести не мог заставить своих артисток – а это были сплошь дамы – преодолевать расстояния до центральной усадьбы.

Костюмов для фольклорного коллектива никто не заказывал. Первые артистки «Литвинянки», тогда их было около 30, достали национальную одежду из домашних загашников. Но костюмов не хватало, и Владимир Михайлович пошел по домам. Это сейчас каждая сельская жительница наслышана о высокой стоимости подлинного убора, которому перевалило за 100 лет. А тогда Шаблицкий частенько слышал: «Что ж ты, сынок, на прошлой неделе не пришел. Я бабину юбку на половики порезала».

Более четверти века «Литвинянка» Шаблицкого хранила песни родных мест. Собрали огромную коллекцию – слова Владимир Михайлович занес в отдельный альбом, а музыку – на цифровой носитель. Три часа на видеодиск пела Галина Мартыновна Мигура – старейший и самый преданный «Литвинянке» исполнитель. Владимир Михайлович использовал видео, хотя музыку можно было записать на нотный стан. Знал: важно сохранить песни не только на бумаге, но и показать следующим поколениям особенную манеру исполнения настоящего фолка.

Пару лет назад Владимир Михайлович вышел на заслуженный отдых. Но остался руководителем «Литвинянки». Коллектив, получивший высшее звание страны – народный, для него не только итог многолетнего труда. Это результат жизни, в которой по всем векторам Шаблицкий был созидатель.

Редакция подравляет Владимира Михайловича и всех работников культуры с приближающимся профессиональным праздником. Благодарим вас за бесценный вклад, который своим трудом вы вносите в души людей.


Татьяна Шеламова, "Вечерний Брест"