Кобринчане снимались в «Крепком орешке»
В съемках блокбастера, которые проходили в Венгрии, участвовали наши спасатели. Почти весь экипаж легендарного вертолета Ми-26 был... кобринским! Брюс Уиллис не прилетел на премьеру пятой части «Крепкого орешка» в Москву. Хотя действие фильма под названием «Хороший день, чтобы умереть» происходит именно в России. И в Беларуси не дождались голливудских гостей, хотя нас тоже кое-что связывает с этой картиной.
Макияж для вертолета
Кобринчане работают в поисково-спасательном отряде МЧС уже десятый год. В 2003-м, когда дислоцировавшийся в Кобрине авиатранспортный полк расформировали, два вертолета Ми-26 вместе с экипажем и обслуживающим персоналом были переведены на службу в столицу. На то время только в Кобрине летчики поднимались в небо на этих мощных машинах.
Вертолет Ми-26 считается самым грузоподъемным в мире и даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса - за один раз он способен забирать до 15 тонн воды и может работать без посадки, в отличие от аналогичной самолетной техники. Несколько лет подряд наши спасатели летали на нем в Грецию, где усмиряли природную стихию – тушили лесные пожары. За это благодарные греки прозвали Ми-26 «белорусским Гераклом».
А прошлым летом чудо-вертолетом всерьез заинтересовались американские киношники. На его поиски они сперва отправились в Украину, но, оказалось, их Ми-26 давно не летает. Потом хотели командировать вертолет из России, но это намного дальше от места съемок, а значит, дороже. Поэтому создатели «Крепкого орешка» обратились с просьбой к белорусскому МЧС. И наши не отказали.
- Американцы купили в Мачулищах один нелетающий вертолет, который потом взорвали на съемках. Для эффектной картинки им просто нужен был фюзеляж, - рассказывает борт-оператор Ми-26 Василий Охримук. – А наш вертолет, который зрители увидят в действии, было решено «загримировать». Когда мы прилетели в Будапешт, первым делом его перекрасили в цвет «хаки», дали бортовой номер «27» и даже повесили на него пушку - для устрашения. Так из спасательного наш Ми-26 стал военным...
Василий отмечает, что для американцев было принципиальным снять настоящий вертолет, реальный взрыв, а не «дорисовывать» все это на компьютере.
- Они говорили, что такие съемки гораздо выгоднее компьютерных спецэффектов, ведь значительно экономят время. Виртуальная сцена с вертолетом задержала бы фильм на год или даже на два, - рассказывает Василий Охримук.
На площадке также ходили разговоры, что сцена с белорусским вертолетом станет кульминацией боевика. По сюжету, полицейский Джон Макклейн, которого традиционно играет Брюс Уиллис, должен «спасти мир» - проникнуть внутрь Ми-26, находящегося «на службе у террористов», и прямо из летящего вертолета угнать... грузовик с опасным плутонием.
- Эпизод с грузовиком снимали очень долго, - говорит Василий. - Интересно будет глянуть, как смонтируют весь этот материал и каким в итоге получится трюк. По задумке режиссера, машина должна была зависнуть на створках вертолета...
ЧП не по сценарию
Съемки картины проходили в прошлом июне. Белорусы провели в Венгрии две с половиной недели. Однако работали не в самом Будапеште. В сорока километрах от венгерской столицы киногруппа арендовала заброшенный военный городок и аэродром, которые сохранились еще с советских времен. Там построили декорации - чернобыльскую зону, откуда, по сценарию, террористы похищают плутоний.
- Одной из задач, которую выполнял вертолет на камеру, была перевозка радиоактивной бочки, - рассказывает бортоператор Ми-26. – Мы, если честно, не особенно вникали в детали сценария. Просто выполняли поставленные перед нами задачи: подняться в небо, крен влево, крен вправо... А рядом с нами постоянно кружил маленький вертолетик, который и фиксировал все на камеру. Изначально киношники не ставили задачу так долго и подробно снимать наш вертолет. Но элементы, которые показал экипаж, произвели такое большое впечатление, что американцы изменили свои планы. И уже на месте решили: в кино нас будет больше.
В десяти километрах от киношного Чернобыля расположилась еще одна съемочная «студия». Там американцы построили Красную площадь, поскольку разрешения снимать на территории главной московской достопримечательности они так и не смогли получить от русских.
- Когда мы впервые попали в этот «павильон», были просто шокированы работой художников! - не скрывает восторга Василий. - Один к одному. Настолько точно они воссоздали все детали, что складывалось впечатление, будто ты на самом деле прогуливаешься возле Кремля, храма Василия Блаженного...
Правда, в целости и сохранности голливудские декорации не дожили до окончания съемок. Наш собеседник вспоминает:
- Однажды на съемочной площадке произошел пожар. Причиной ЧП стали спецэффекты – пиротехники внутри декорации разожгли огонь, а рядом находился наш вертолет с вращающимися лопастями. Поток воздуха от винтов раздул сильное пламя, и декорации, которые были, в основном, сделаны из дерева и пенопласта, вспыхнули, как спички... Чтобы потушить возгорание, приехали шесть или восемь пожарных машин. Пожар был серьезным. Хорошо, что ко времени, когда делался этот эпизод, почти все уже было отснято.
А звезды... на земле
Конечно, по возвращении домой наших спасателей еще долго донимали расспросами родные и знакомые: а что, а как? Но самый популярный диалог звучал примерно так:
- Ну? Видел ЕГО? (Его – это Брюса Уиллиса, конечно).
- Видел!
- А почему же не сфотографировался?
Василий на это отвечает: фотографировать голливудскую звезду в принципе никто не запрещал – просто артист сам постоянно прятался от камер и «простых смертных». Тайно приезжал на съемочную площадку и так же секретно ее покидал – никто и никогда не мог догадаться, с какой стороны подъедет его машина. Потому за две с половиной недели поймать его в кадр так и не получилось.
- К тому же, раскрою вам один большой секрет, - интригует напоследок бортоператор. - Процентов восемьдесят материала было отснято без участия самого Брюса Уиллиса. Вместо него снимался дублер – двойник, которого нашли на месте, то есть в Венгрии. Он с нами поднимался в небо, выполнял все трюки, а Уиллис в это время оставался на земле...
На борту вертолета экипажу пришлось поработать и с российской актрисой Юлией Снигирь, которая играет в «Крепком орешке» роль главной злодейки. В одном из эпизодов она должна была пилотировать, но, понятное дело, бывшая фотомодель даже не представляла, как себя вести за штурвалом вертолета. И командиру экипажа Олегу Яковлеву пришлось провести для нее мастер-класс по пилотированию.
•
Первый фильм франшизы «Крепкий орешек» вышел на экраны двадцать пять лет назад - в 1988 году.
• Самой кассовой «серией» стала четвертая, снятая в 2007-м. Кассовые сборы составили 383 миллиона долларов, тем самым превысив бюджет фильма в три раза.
• Пятая часть «Хороший день, чтобы умереть» - пока самая дорогая из всех серий, на ее производство было потрачено 125 миллионов долларов.
• По словам Брюса Уиллиса, который играет во всех пяти фильмах главную роль - полицейского из Нью-Йорка Джона Макклейна, франшиза будет иметь продолжение.
Режиссер «Крепкого орешка-5» - Джон Мур, снявший «В тылу врага», «Макс Пэйн» и «Полет Феникса». Сценарий написал Скип Вудс, известный по работе над фильмами «Люди Икс: Начало. Росомаха» и «Команда-А».
В фильме снялись российские актеры – Юлия Снигирь (ее актерская карьера началась со съемок клипа на песню «До скорой встречи», которую исполняет группа «Звери», играла в фильмах «Обитаемый остров», «Распутин», «Кококо» и других), а также Сергей Колесников (был занят в таких сериалах, как «Мелочи жизни», «Петербургские тайны», «Неотложка», «Папины дочки» и других, ведет передачу «Фазенда» на российском Первом канале).
Заря, Елена ДАНИЛОВА