Лидер по отравлению алкоголем - Брестская область
Брестская область в этом году стала лидером в весьма сомнительного качества достижении: у нас больше всего людей, насмерть отравившихся алкоголем, – 160 человек за пять месяцев. Даже Витебщина, активно потребляющая дешевый российский стеклоочиститель, уступила нашей малой родине в этом печальном рекорде. Стереотип мышления рисует картину: напились суррогатов, и вот... Однако в управлении охраны правопорядка и профилактики УВД стереотип развеяли: в 99 процентах случаев летального отравления погибшие покупали спиртное в магазинах – как правило, плодово-ягодные вина и винные напитки, в основном в сельской местности.
Здесь все достаточно просто. На селе спиртное было и до сих пор остается практически единственной «валютой» при расчетах за оказание мелких сельскохозяйственных услуг. Ранее эту роль успешно выполнял самогон. Но, спасибо кризису, его стало гнать невыгодно. А вот все фиолетово-розовые напитки с названиями, как концертные номера в фольклорном ансамбле, по-прежнему дешевы и обильны.
Естественно, милиция исследует каждый подобный случай на предмет криминала. Но зловещие тайны остаются теледетективам. В большинстве случаев люди просто перепили, выпили больше, чем могли, выражаясь языком наркологии – передозировка. По методикам министерства здравоохранения, если при вскрытии в биологических жидкостях усопшего концентрация алкоголя составляет 3,5 промилле и более – смерть констатируется от отравления алкоголем, если менее – почва для сомнения и следствия. А в вышеназванных случаях было и пять промилле, и семь.
И вот что еще отмечают медики: трагедия случается с теми, кто в систематическом пьянстве не был замечен, но вдруг дорвался до непривычных объемов. Надо заметить также, что крепкий алкоголь менее опасен именно потому, что, грубо говоря, «вырубает» раньше, чем содержание спирта в крови достигнет опасной черты. Восемнадцатиградусные напитки в этом отношении более коварны. Люди, пьющие систематически, могут выдержать массированный спиртовой удар. Равно как и хлебнувших метилового спирта может спасти спирт этиловый, что и показала нашумевшая трагедия в Турции в мае этого года.
Разговоры об искоренении зелья идут давно. Руководство УВД обратилось к председателю Брестского облисполкома с предложением: в ночных магазинах запретить продажу дешевого алкоголя. Идея, возможно, здравая, но в области таких магазинов 31, а на селе ни одного. Сделает ли погоду в профилактике отравлений эта мера? Сделает, но лишь отчасти.
Отрешить человека от пристрастия к спиртному иногда не могут ни семья, ни милиционер, ни врач. А вот смена жизненных приоритетов – может. Знавал я одного человека, которого не пускали на постой даже друзья и коллеги – под утро он выносил из дому весь мини-бар. В девяностые этот человек увлекся бизнесом и забыл про водку. Теперь, правда, снова начал попивать…
P. S. Текст подготовлен с использованием материалов, предоставленных автору старшим инспектором Управления охраны правопорядка и профилактики УВД Александром Кугачем.
"Вечерний Брест"