Кобрин во времена Польши
Кобрин перед войной представлял собой небольшой уездный городок в составе Полесского воеводства. В 1935 г. население нашего города составляло около 11 тысяч. Из них примерно 6-7 тысяч – евреи. До 1939 года в Кобрине было два небольших кинотеатра «Эбрама» (сегодня известный многим бывший кинотеатр «17 сентября») и «Байка». Здание кинотеатра «Байка», принадлежавшее Фрейцкису, стояло на месте теперешнего магазина «Спутник». Работали в кинотеатре все члены семьи владельца. Только два человека – оператор и уборщица – были наемными. Обычно по вечерам проходило по 2-3 сеанса. На просмотр фильма можно было попасть в любое время и наслаждаться всеми тремя сеансами без дополнительной платы. Новый фильм всегда сопровождался ажиотажем, и билет на него стоил дороже. Спустя несколько дней, когда посетителей становилось меньше, владелец сбрасывал цену до 10 грошей (для сравнения: буханка хлеба стоила 20). В основном в кинотеатрах крутили фильмы западного производства. Небывалый интерес в свое время вызвал советский фильм «Волга-Волга». В это время Кобрин находился в составе Польши, и людям было интересно узнать о жизни в Советском Союзе. К сожалению, во время войны 1941-45 гг. здание кинотеатра «Байка» сгорело.
Более полувека назад в городе работали 5 платных публичных библиотек, в которых имелось примерно 7 тысяч книг. У собора А.Невского в кирпичном доме размещалась русская библиотека. Польская же находилась на ул. Первомайской (в прошлом - здание кожвендиспансера). Также в Кобрине действовала еврейская и профсоюзная
библиотеки. К слову сказать, еще в 20-е годы разные общественные объединения организовали более 50-ти народных библиотек-читален, при которых активно работали драматические и хоровые кружки.
До 1939 г. в Кобрине на ул. 17 Сентября стоял первый частный газетный киоск Берга, в котором самая дешевая газета стоила 20 грошей. Типография платила проценты от продажи газет владельцу киоска. Средний дневной заработок составлял 2 злотых. Стоит отметить, что стоимость газеты была весьма высокой по сравнению с зарплатой, поэтому далеко не каждый мог ее приобрести. Но наш народ всегда отличался смекалкой: он приобретал белорусские, польские, украинские и русские газеты «За свободу», «Варшавская», «Виленская» в складчину. Чтобы повысить свои доходы, Берг стал давать газеты напрокат. Вскоре типография заподозрила что-то неладное и изобрела новый способ защиты: газеты стали опечатывать так, что нельзя было прочитать их, не сняв пломбу.
Деревянное здание почты располагалось на месте теперешнего городского суда. Пересылка письма в пределах страны обходилась кобринчанину в 30 грошей, а за границу – 60 (для сравнения: два яйца стоили 10 грошей). Газеты, журналы и книги в городе почти никто не выписывал.
В 1931-32 гг. в Кобринском уезде проживало около 115 тысяч человек. В то время насчитывалось 104 школы, в которых обучались 12 тысяч учеников. Половина школ давала трехклассное
образование, остальные - только начальные знания. В городе существовала гимназия, в которой учились за довольно высокую плату 350-400 человек. Сначала она располагалась в деревянном здании в районе теперешнего музея. Затем наша землячка-писательница Мария Радзевич из имения Грушево пожертвовала свои средства на новую гимназию (теперь 1-я школа), в которой зарплата учителя составляла 120 злотых. Кроме того, в 1935 г. в Кобрине была построена семилетка (теперь СОШ №2).
Также в городе при молельных домах были еврейские религиозные школы («хедеры» - начальные и «ешиботы» - средние). А в середине 30-х годов открылись коммерческие и ремесленные училища на нынешней ул. Первомайской, а также двухклассные подготовительные курсы для поступления в учительскую семинарию (дом в сквере Пуганова). В то время учитель начальной школы получал 120 злотых в месяц, а преподаватель гимназии – 200-250.
Улицы города освещались фонарями от маленькой электростанции. Электричество и свечи стоили дорого. Пользовались в случае большой необходимости керосиновыми лампами. Рассказывали, что одна гимназистка из экономии готовила уроки под уличным фонарем.
Радиоприемник в то время стоил тоже очень дорого - 400-450 злотых. Поэтому его выкупали в кредит. За антенну надо было платить налог 3-5 злотых в месяц, поэтому ее часто маскировали на чердаке. В целях рекламы в магазине давали приемник на несколько недель. Многие этим с удовольствием пользовались: слушали музыку и новости.
Так как технические новинки были не по карману большинству, то в основном кобринчане развлекались пением и танцами на вечеринках. Пели везде и с большой охотой. Таким был наш город более полувека назад.
А. Е. Калита, газета "Кобрин-информ"