Главная | Справочник Кобрина | Аквапарк | Ледовый | Новости
Новости | Полезности | «Бредовые» идеи, которые изменили мир

«Бредовые» идеи, которые изменили мир

Удивительно, но многие изобретения, без которых, казалось бы, немыслима современная жизнь, изначально были отвергнуты.

А их авторы высмеяны современниками. Лишь спустя долгие годы, а то и столетия выяснялось, насколько на самом деле были полезны эти «бредовые» идеи. Вот лишь несколько из числа тех, которые опередили свое время. И поначалу не пришлись ко двору.

1. «Что толку от вашего электричества?»

Трудно представить, что было время, когда электричество казалось людям никчемным. А началось все с того, что молодой английский физик Майкл Фарадей, работая в 1821 году в Королевском институте в Лондоне, внимательно следил за работой своего коллеги - датчанина Ханса Кристиана Эрстеда. Тот в опытах обнаружил, что стрелка магнитного компаса отклоняется рядом с проволокой, по которой проходит электричество. Это привело Фарадея к мысли о том, что, если зафиксировать магнит, проволока сможет двигаться вместо него. Действуя по интуиции, он сконструировал незамысловатый прибор, в котором проволока вращалась рядом с магнитом до тех пор, пока по ней проходил электрический ток. Это изобретение Фарадея явилось предшественником всех электрических моторов, которые используют сегодня в мире. Кроме того, опыты Фарадея привели к революционному выводу, что электричество и магнетизм связаны между собой. Это был огромный рывок вперед, который не оценили.

В одном частном письме американский философ и политический деятель Бенджамин Франклин описал такой подслушанный им диалог. Когда Фарадей продемонстрировал премьер-министру Англии опыт, иллюстрирующий электромагнитную индукцию, тот насмешливо спросил у изобретателя: «Что толку от вашего электричества?» На что физик ответил: «А что хорошего в новорожденном ребенке?» И добавил: «Скоро вы сможете этого «ребенка» обложить налогом».

Это «скоро» наступило почти через 60 лет! Идеи Фарадея были применены в 1850-е годы при создании электрического телеграфа. Что привело в конце концов к прокладке межконтинентального телеграфного кабеля под Атлантикой. Но широко использоваться электрическая мощность начала только с 1880-х годов. А сегодня Фарадей нам оказался еще более нужен: жесткие диски в компьютерах не могли бы существовать без открытого им электромагнетизма.


2. Герберт Уэллс мог лишить нас навигационных спутников

Автомобиль или вагон, движущийся только на двух колесах, расположенных друг за другом, как у велосипеда, с виду внушает опасение: как на нем можно ездить? Но секрет его устойчивости - в удивительной способности балансировать. Монорельс с гироскопической стабилизацией был запатентован австралийским инженером Луи Бреннаном в 1903 году. Вагончик с массивным маховиком под полом, как цирковой эквилибрист, сохранял равновесие на единственном железнодорожном рельсе. Помогал ему в этом гироскоп - быстро вращающийся ротор. Кстати, простейший гироскоп - это детский волчок.

Когда изобретатель показал уменьшенный прототип монорельса на вечере, устраиваемом Королевским обществом в Лондоне, в 1907 году, он вызвал небывалый ажиотаж. Однако присутствующий на вечере писатель Герберт Уэллс вдруг заметил: «А если он остановится?!» (Позже писатель рассказал этот эпизод в романе «Война в воздухе».) Публика пришла в ужас от одной мысли о катастрофе, представив, что в реальном вагоне, движущемся по монорельсу, находятся десятки людей. Изобретение тотчас было признано бесперспективным. Да и сам Бреннан испугался, что не учел такого важного момента.

Однако через несколько лет его идея совершила переворот в развитии транспорта.


Американский изобретатель-промышленник Элмер Сперри купил патенты Бреннана и изобрел гирокомпас, который частично вытеснил магнитный компас. Разработал гиростабилизаторы с электроприводом, уменьшающие бортовую качку судна и удерживающие летящий самолет в горизонтальном положении. Сконструировал гироуправляемые торпеды, автопилоты для автоматического управления судами и приборы для обнаружения подводных лодок. Сегодня изобретение Бреннана используется в видеокамерах, смартфонах, игровых приставках. И в планах - применять его в системах навигационных спутников третьего поколения и мобильных телефонах (так называемый MEMS-гироскоп).

Успех Сперри историки объясняют тем, что он использовал те же научные принципы, что и Бреннан, но скрыл их в технологии, чтобы они не воспринимались как рискованные. Например, чтобы гировагон не упал в случае остановки маховика, стали использовать боковые «щипцы», прижимая вагон к рельсу. А многие изобретатели до сих пор считают, что новая технология вообще бы могла навсегда забыться из-за неосторожной реплики Уэллса.


3. Мы чуть не пропустили озоновую дыру


В конце 1984 года британское правительство решило сократить расходы на долгосрочный мониторинг Британской антарктической службы (БАС). А в программу БАС входили измерения атмосферного озона над исследовательской станцией в Антарктиде Халли-Бей. В целях экономии служба уже решила прекратить наблюдать за озоном - какой в этом прок? Как буквально за несколько дней до закрытия Халли-Бей в мае 1985 года сенсационное сообщение произвело эффект разорвавшейся бомбы: над Землей висит огромная, величиной с территорию США, озоновая дыра!

Содержание озона в стратосфере над станцией Халли-Бей снизилось на 40 процентов. Новые данные были получены благодаря компьютерной модели, основанной на закономерностях атмосферной химии.

Проверить озон на «химию» случайно решил геофизик Джо Фарман. Ученые НАСА тщательно проанализировали данные об атмосферном озоне, полученные спутником Nimbus7, начиная с 1978 года. Но спутник ни разу не обнаружил озоновой дыры. Фармана чуть не обвинили в подтасовке фактов. Но, перепроверив все данные, специалисты установили, что их компьютер отбрасывал очень низкие значения концентрации озона как ошибку в показаниях приборов! К счастью, все значения, отбракованные компьютером, удалось восстановить. Они показали, что содержание озона над Южным полюсом уменьшалось в течение последних 10 лет, подтвердив тем самым наблюдения станции Халли-Бей.

Неожиданное открытие Фармана показало всем, как деятельность человека может нанести вред атмосфере - в данном случае теми химическими веществами, которые используются в холодильной промышленности, кондиционировании воздуха.


4. Без мнимых чисел не было бы IPod

Мнимые числа с XVI века считались бесполезными. Очень упрощенно их суть такова: как отрицательные числа были введены для того, чтобы операция вычитания, обратная к операции сложения, была всегда возможна, так по аналогичной причине появились и комплексные числа - чтобы извлекать квадратный корень из отрицательного числа. Открыл мнимые числа в 1545 году итальянский математик Дж. Кардано. Сам первооткрыватель долго сомневался в своем открытии, не находя им ни практического, ни геометрического смысла. Признали их только почти через три столетия - на границе XVIII - XIX веков, когда математики нашли связи между ними и такой важной константой, как пи. А сегодня благодаря этим числам ученые могут объяснить самые странные аспекты квантовой механики. Например, такие, как существование атомов и электронов в двух или нескольких местах одновременно. Они же привели к революции в электронике: в создании микрочипов и в цифровых алгоритмах сжатия, что используются в MP3-плеерах. Более того, без мнимых чисел мы не получили бы IPod! Всех раздражающие в XVI веке, сегодня они дали нам все - от квантовой механики до портативной музыки.

Интересно, какие из сегодняшних «бредовых» идей определят лицо нынешнего, XXI века?

Светлана КУЗИНА, "КП"