Кобринское противостояние
Четыре кобринские семьи, выселенные в 2007-м из общежития на ул. Первомайской, 141, на время капитального ремонта здания, были вынуждены посещать одно судебное заседание за другим, доказывая свое право на возвращение на старое место жительства. «Вечерка» уже писала об этом в материале «Тайна за кодовым замком». Райисполком же планировал заселить по вышеназванному адресу других горожан, из числа очередников на так называемое социальное жилье. И все-таки настойчивые правдоискатели выиграли у местных властей эту долгую тяжбу.
И смех, и слезы
Так эмоционально восприняли ответственные наниматели бывших площадей общежития финальную точку в споре с районным исполнительным комитетом. 19 апреля после прений между представителем истца и ответчиками суд Кобринского района вынес решение. В иске об окончательном выселении семей, которые в общежитии проживали до реконструкции здания, райисполкому отказано «за необоснованностью заявленных требований». Между прочим, на предпоследнем заседании по данному гражданскому делу начальник юридического отдела райисполкома Виктор Мартынюк передал новое исковое заявление с измененным основанием (если не ошибаюсь, это была уже третья по счету корректировка искового документа в «общежитском» деле). Теперь уже речь шла не о принудительной регистрации по месту, куда временно перебазировали людей, а об их бесповоротном выселении с улицы Первомайской на те самые временные адреса.
Но семьи Хрипуновых, Манжос, Максак и Сидорук, согласно вердикту суда, наконец-то возвращаются по месту прописки. Они ждали этого решения, но до конца так и не верили в победу. Хотя настроены были в случае провала продолжать искать справедливость в официальных кабинетах. Уже в столице. Правда, опыт, накопленный в отстаивании своих гражданских прав, не позволяет людям очень уж радоваться. Ведь 10 суток со дня объявления решения еще не истекли, так что истец еще может оспорить их долгожданное возвращение под обновленную родную крышу в Кобрине.
Будет ли местная власть обжаловать решение в кассационном порядке? Ответ Виктора Мартынюка корреспонденту «Вечерки» несколько озадачил: «Ничего не могу сказать… Не знаю…»
Досадная случайность или?
Каюсь, можно было бы подождать вручения счастливчикам ключей от новеньких дверей 8-квартирного жилого дома (общежитие поменяло статус) и завершить тему на эдакой мажорной ноте. Но, понаблюдав со стороны за всеми перипетиями конфликта, хочу под занавес уточнить кое-какие моменты.
На последних трех заседаниях представители истца (они постоянно менялись) неоднократно озвучивали информацию, которая вызывала шквал возмущенных реплик ответчиков. По утверждению жильцов бывшего общежития Кобрина, на каждый искаженный факт у них имеется соответствующий документ с подписями и печатью, доказывающий обратное. Например, при переселении не было выполнено узаконенное условие о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее занимаемого ранее. Между тем на каждом слушании представители райисполкома повторяли: площадь предоставлена больше, чем была. На некорректное замечание одного из представителей истца о том, что в освобождаемые комнаты в общежитии вселялись самовольно, тоже имеется опровержение – справки об оплате за конкретное количество квадратных метров.
Есть вопросы и по акту приемки реконструированного здания бывшей общаги Кобрина. Один из экземпляров был после многочисленных походов в Кобринский ЖКХ выдан на руки Светлане Сидорук. В графе о наличии квартир значится две 2-комнатные и восемь 1-комнатных. Любопытно, что в двухэтажном здании всего 8 квартир, причем все – «двушки». Правда, с разной планировкой и разным метражом. Та же самая, не стыкующаяся с реальным положением дел, информация передана и в суд. Не зря судья резонно заметил: зачем борются за общежитие те две семьи, в каждой из которых по два несовершеннолетних ребенка? Как, мол, в такой тесноте собираются вчетвером размещаться? А между тем жильцы в ожидании новоселья бывали в своей общаге не раз и не два, так что очень даже в курсе всех изменений. Кто ж предполагал…
Наверное, не ожидали местные чиновники и встречного иска от своих неподатливых ответчиков. А семьи обращались не только в редакцию «Вечерки», они и в Минск ездили со своей проблемой.
Благими намерениями, как известно…
Вообще-то сама идея о придании после реконструкции некогда дряхлому зданию статуса социального жилья имеет право на существование. Но не за счет благополучия других. С одной стороны, вроде бы забота о 61 человеке, стоящем в очереди при райисполкоме на получение «социальных» метров. С другой – абсолютное равнодушие к жилищной проблеме отдельно взятого гражданина. Светлана Васильевна Сидорук отработала на льнозаводе (общежитие до банкротства завода было ведомственным) семнадцать лет и ушла с предприятия на пенсию. Ей вместе со взрослой дочерью в случае поражения в суде предстояло ютиться незнамо где. Потому что предложенная площадь маневренного фонда… находится на ремонте. Но ведь это было бы головной болью Сидорук, а не должностных лиц.
– А как же вы в измененном новом иске просите суд выселить семью Сидорук в такое помещение? – поинтересовалась адвокат Дарья Гриневич у начальника юридического отдела райисполкома. Ответа не последовало.
Кстати, Светлану Сидорук коммунальники, пригрозив судом, заставили оплатить за метры в том самом нежилом пока маневренном доме сразу за несколько месяцев. Хотя женщина там не провела ни дня, только посмотрела на тамошний хаос (практически ни окон, ни дверей, да печь разбитая) и ушла. Наверное, следует вернуть ей сумму, услуг-то по сути не было.
Время отвечать за ошибки
В этом конфликте достаточно огрехов. Местная власть, можно сказать, меняла свои решения в отношении пресловутой общаги множество раз. И все не в пользу жильцов. Не переписывая договор ЖКХ с жильцами с ул. Первомайской, 141, последний пункт которого велит обязательно освободить временно предоставленное жилье, кобринские чиновники пытались временное перевести в разряд постоянного. Дом давно отремонтирован и благоустроен, а в иске, понимаете ли, все пишется об аварийном состоянии и необходимости переселения. Чудеса да и только!
Хочу засвидетельствовать: за это время квартиры жилого дома 141 на улице Первомайской в Кобрине уже несколько утратили свой первоначальный лоск. Если заглянуть с улицы в окна первого этажа, можно увидеть, что и пол уже потерт, и обои кое-где отстали. Это к вопросу о качестве.
Думаю, что не останется без внимания соответствующих органов и длительный простой готового к эксплуатации жилья. Полезная площадь в 297 квадратных метров, на реконструкцию которой затрачены немалые государственные средства, не используется практически пять месяцев (акт приемки датирован декабрем 2009 года). За это время уже морозная зима канула в прошлое, и весь отопительный сезон обогревались пустые стены. Кто рассчитается по тем жировкам?
Заветные ключи пока не переданы в руки уставших ответчиков. Но семьи все же надеются: это был последний бой.
Елена Жук,
"Вечерний Брест"