Главная | Справочник Кобрина | Аквапарк | Ледовый | Новости
Новости | Полезности | И Ружаны восстанут из пепла…

И Ружаны восстанут из пепла…

В поселке идет реконструкция дворца Сапегов. Ружаны — милый поселок со славным прошлым. Пара центральных улиц, на которых разбросано историческое великолепие вперемежку с современностью. Помимо знаменитого Ружанского дворца рода Сапегов, здесь есть неплохо сохранившаяся, но недействующая синагога, высокий католический храм, с первого взгляда похожий на городскую ратушу, строения монастыря с церковью, в прошлом униатской, а ныне православной. На фасадах домов четко прослеживается наслоение культур. Вот типичные постройки, возведенные еще до Первой мировой войны, а здесь, где дом детского творчества и детская библиотека, — строгий конструктивизм польского периода 20-30-х годов ХХ века.

Многие исторические архитектурные объекты XVI-XVII веков сегодня находятся в строительных лесах. В том числе дворец Сапегов — больная тема для любителей истории. На первый взгляд, даже удивительно, как ему удалось сохраниться в течение долгих десятилетий забвения. Впрочем, рассматривая строения поближе, удивляться перестаешь. Время уничтожило ненадежные, по всей видимости, деревянные перекрытия, но основа — стены — осталась. Красные кирпичи крепко, на века, сцеплены бетоном.

Сами жители поселка своей пока не ограненной жемчужиной гордятся. От мала до велика. Даже школьники — по виду ученики начальных классов — с восторгом заявляют: «Этот дворец построили Сапеги! А еще они построили церкви, сейчас осталось две, а когда-то в Ружанах их было восемь». Наверное, летом руины дворца впечатляют еще больше. Ведь сейчас основные ровные дорожки засыпаны снегом. Но больше всего удивляет не сам дворец, а его подземелья, которые, кажется, уходят вниз на несколько этажей. Какие тайны они хранят?

У Ружанского дворца — незавидная судьба. Когда-то он принимал высоких гостей, сюда, к Сапегам, заезжали даже польские короли. Но потом, во второй половине XIX века, пышные аппартаменты стали складами суконной фабрики. А уже в годы мировых войн сильно пострадали во время бомбежек. Попытки реанимировать дворец предпринимались, и не один раз. Сначала — поляками в межвоенное время. Потом — в 70-80-е годы. Но всякий раз не удавалось довести дело до конца. В первом случае помешала Вторая мировая война, во втором — распад Советского Союза и сокращение финансирования.

Еще один шанс восстать из пепла представился только сейчас. Дальнейшую участь определили достойно: здесь будет открыт музейный комплекс. У въездной арки высятся строительные леса, да и сама она изменилась до неузнаваемого в сравнении со снимками близкого 2008 года. Вход на территорию комплекса теперь оштукатурен и выкрашен светлой краской — в полном соответствии со старыми снимками. До мельчайших подробностей восстановлены узоры свода центральной — самой высокой — арки. Под крышу подвели восточный флигель. Учитывая, что еще прошлым летом ничего этого не было, реконструкция ведется довольно быстро.

Впрочем, главный специалист по охране историко-культурного наследия управления культуры облисполкома Леонид Нестерчук справедливо замечает, что реставрация — дело тонкое и деликатное. Началу собственно реконструкции предшествовала долгая подготовительная работа. Кстати, споры по поводу некоторых деталей ведутся до сих пор. Например, какая фигура должна венчать арку? На гравюре Наполеона Орды заметен сломанный постамент. А на эскизе архитектора комплекса Яна Беккера обозначена статуя. Но это только эскиз, который потом вполне мог измениться.

Сегодня начато проектирование второго флигеля. Не исключено, что к его реставрации приступят в этом году, параллельно завершая работу на уже восстановленных частях комплекса. Далее предполагается реконструкция аркады. А вот более-менее обозначенная ближайшая судьба самого дворца — расчистка и консервация. О восстановлении речи пока не ведется — были бы возможности, в том числе и финансовые, завершить то, что уже запланировано.

Тем не менее без главной своей драгоценности — замка во всей его красе — Ружанская корона будет блистать не в полную силу. А его, блеска, в этом конкретном случае очень хотелось бы…

Катерина Богданова, "Вечерний Брест"