Страсти по «Ручайке» в Кобрине
Тридцатилетие кобринской прядильно-ткацкой фабрики пришлось отнюдь не на праздничные времена. Не так уж давно предприятие Кобрина являлось градообразующим, сегодняшние масштабы намного скромнее. Почти в три раза за последнее десятилетие уменьшилось количество работающих на «Ручайке», в два раза сократились производственные площади. А мировой финансово-экономический кризис «съел» пятьдесят процентов экспорта продукции, выпускаемой кобринчанами.
Совсем не легкая промышленность
Василий Котяй, возглавивший ПТФ Кобрина девять лет назад, затрудняется ответить, когда было легче. Проблемам-то в сфере легкой промышленности не год и не два. И ситуация на рынке постоянно требовала каких-то перемен. Правда, чтобы эти корректировки перенести с бумаги в реальную жизнь, тоже нужны были и время, и деньги.
– Судите сами. Два года назад в рамках инвестиционного проекта Кобрина мы осуществили техническое перевооружение прядильного производства. Сейчас работаем на новейшем оборудовании из Германии, Италии и Китая. Но с момента рождения идеи до ее реализации, включая финансирование, прошло целых три года. И уже можно судить о первых результатах, — рассказывает Василий Владимирович.
Пряжа от кобринской «Ручайки» имеет сбыт и на внутреннем рынке, и в ближнем зарубежье — России и Украине. Хотя в конце прошлого года и начале нынешнего работали не только под заказ, но и на склад. Сейчас есть неплохие заказы от российских клиентов, причем от предприятий, где имеется собственное прядильное производство. Но качество пряжи кобринских производителей, благодаря современному электронному оборудованию, на несколько порядков выше. В 2011-м завершается срок выплаты кредитов, полученных на этот проект в Кобрине. Кстати, без каких-либо льгот.
Запустить и раскрутить
Юбилейный год для коллектива фабрики «Ручайка» Кобрина усугублен еще одним моментом. В декабре 2009-го здесь приступили к вводу в эксплуатацию нового ткацкого оборудования. Второй инвестиционный проект хоть и запущен на основе льготных кредитов, но оказался тоже достаточно тяжелым бременем. Сорок пять с половиной миллиардов рублей (35,5 млрд — на покупку оборудования, остальные — на пополнение оборотных средств) — это вам не фунт изюма. И уже сейчас идет возвращение долгов: ежемесячно по 250 млн рублей — по кредитам, и по 100 млн рублей уходит на строительные работы, подготовку производственных площадей и т. п.
Часть оборудования уже смонтирована. Но, по мнению директора ОАО «Кобринская ПТФ “Ручайка”», запустить производство — это даже меньше половины дела. Хотя на это уходит немало времени. Так что обучение работников в Кобрине идет параллельно с установкой новых машин. Но главная задача еще впереди: организовать нишу на рынке для всего будущего ассортимента, предоставить клиентам продукцию на тестирование. Только потом можно вести разговоры о контрактах и поставках.
Между прочим, высокопроизводительные машины и станки из Швейцарии и Италии позволят выпускать технические ткани наивысшего уровня качества в объеме 8 миллионов метров погонных в год. А диапазон использования тканей с поливинилхлоридным покрытием достаточно широк. Для основ баннерных материалов и автомобильных тентов, архитектурных сооружений и кровельных материалов, для штукатурных, москитных и других сеток. Причем кобринчане смогут предложить техническое полотно того цвета, какой пожелает заказчик. Но все это — хоть и в недалеком, но будущем. Пуск оборудования назначен на май текущего года, а срок возвращения кредитов обозначен финалом 2015-го.
По принципу сохранения энергии
Ничто не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда. В 2009-м кризис прилично помешал кобринской прядильно-ткацкой фабрике “Ручайка”. Коллектив тогда вынужденно работал не в полном составе.
– Сейчас все шестьсот человек при деле, — говорит Василий Котяй. — Вообще-то, по западным меркам на таком производстве, как наше, и эта цифра считается высокой.
– Не значит ли это, что впереди у кобринской «Ручайки» сокращения? — интересуюсь у своего собеседника.
Оказывается, сокращений не планируется. Каким образом собирается директор сохранить штат, если современное компьютеризированное оборудование позволяет выполнять большие объемы с привлечением меньшего количества рабочей силы? Все очень просто. Те, кто до сих пор работает на старых машинах, перейдут на две новые производственные линии (таких на территории СНГ, кроме как в Кобрине, больше нигде нет) — по нанесению ПВХ на ткань и по лакированию ткани. Процессы эти не предусматривают остановки, работать здесь будут круглосуточно. А значит, занятость людей гарантирована.
По словам Василия Котяя, когда кобринская «Ручайка» начнет работать на новом оборудовании в полном объеме, изменится в сторону повышения и заработная плата. На производстве, в котором заняты только женщины (а это две трети коллектива), заработная плата будет от 800 тысяч до миллиона рублей, у специалистов технической и вспомогательной служб — от миллиона рублей и выше. Сегодня же средняя зарплата в прядильном производстве Кобрина составляет 655 тыс. рублей, в ткацком — 710 тысяч.
Елена Жук,
"Вечерний Брест"