Чем живет застава "Дивин" в Кобринском районе
Деревня Дивин стоит у самой украинской границы - всего в 6 километрах. Название обычной, казалось бы, деревеньки, между прочим, знают не только в округе, но и "с той стороны" - с января этого года здесь действует мобильная застава "Дивин".
Добираюсь до нее долго - сначала поездом до Кобрина, потом еще 30 километров до самой деревни. Последний, 6-километровый рывок делаю до пункта упрощенного пропуска на самой границе.
Мобильная застава "Дивин" - универсальный комплекс, позволяющий и границу контролировать на участке почти 36 километров, и осуществлять упрощенный пропуск людей из Беларуси в Украину и обратно. Слово "мобильная" в названии заставы говорит о многом, например, о том, что пограничные наряды в этом районе могут ходить не по раз и навсегда утвержденным тропам, а имеют возможность оперативно реагировать на любую поступившую информацию и свободно менять маршруты движения. Сегодня наряд пройдет здесь, завтра - совсем в другом месте. Такова специфика региона.
- Всего за год здесь была создана целостная система охраны границы, - не без гордости констатирует подполковник Рустам Хужаев, начальник отдела пограничной службы "Кобрин". Такие отделы, кстати, были созданы во всех приграничных районах Брестчины - в Дрогичинском, Пинском, Ивановском, Столинском. Дополнили систему 4 заставы и 2 поста, все они, как и "Дивин", приступили к охране границы с 1 января этого года.
Впрочем, вернемся к специфике кобринского направления. Брест-Московская трасса, гомельская магистраль, шоссе, связывающее Львов с прибалтийскими государствами, железнодорожный путь Брест - Минск формируют грузовые потоки, не всегда легальные. Контрабандисты ведь по лесам да болотам только на границе ходят, перейдя же рубеж, норовят левые грузы быстрее и без проблем отправить по хорошим дорогам. Так что район этот привлекателен для них, и очень. "Караваны" с тюками одежды и обуви, коробками с бытовой техникой подходят к самому рубежу - в Кобринском районе на автомобилях можно порой подъехать к самой границе и товар на руках и телегах переправляется через границу. Далее - грузится в машины и расходится по вполне конкретным адресам заказчиков: в так называемые минские "бутики", на гродненский оптовый рынок, в Россию, восполняя пробел, возникший в связи с недавним закрытием "Черкизона".
С начала года только здесь, на Кобринщине, стоимость задержанной пограничниками контрабанды перевалила уже за 900 миллионов рублей! По объему товарного потока понятно, что в сегодняшнем контрабандном бизнесе участвуют хорошо организованные группировки, взявшие выгодный бизнес под свое бандитское крыло.
Впрочем, никакой преступной организации наших стражей границы не обойти и не обмануть. Уже сейчас можно говорить о позитивных результатах работы мобильной заставы "Дивин" в Кобринском районе. Молодой не только потому, что ей нет еще и года, но и потому, что средний возраст сотрудников - всего 25 лет.
Коллектив формировался из людей, пришедших на заставу из самых разных родов войск, из самых разных мест Беларуси. К примеру, начальник мобильной заставы старший лейтенант Алексей Науменко прибыл в Дивин Кобринского района из Минской области, привез с собой жену-минчанку.
- Привыкли уже, - улыбается он. - А сначала было трудно. Да кому из пограничников легко? Профессия такая...
Хотя вскоре быт заставы станет совсем другим. В ближайшие годы здесь вырастет не только современный административный корпус, но и жилой благоустроенный дом для сотрудников. 26 квартир! Главное - не скучать.
- Какое там скучать! - не соглашается со мной Науменко. - Тут каждый день сюрпризы. Недавно, скажем, задержали человека для проверки документов - грибник показался наряду странным. Оказалось, парень в республиканском розыске за распространение сектантской литературы. Помните, в России люди в землянке конца света ожидали? Из тех...
Такие вот будни заставы: то тюки с дерматиновыми сапожками "от Прада", то сектанты, то ворованный скот, то угнанные колхозные тракторы.
А еще глаз да глаз нужен в пункте упрощенного пропуска, который, к слову, оборудован по самым последним стандартам. Автоматизация, компьютеризация... Здесь, кстати, служит единственная на заставе представительница прекрасного пола - старший смены пограничного наряда, старший сержант Ольга Ларионова. Два слова "старший" в данном случае - свидетельство успешной пограничной карьеры. Человек, проверяющий документы у тех, кто пересекает границу, должен обладать поистине энциклопедическим объемом сведений: знать отличительные особенности документов не только нашей страны, но и множества других, уметь отличить подделку от подлинника, одним взглядом "схватить" несоответствие лица стоящего перед ним человека и фото в паспорте. Уметь... Да много чего должен уметь! А еще должен постоянно учиться.
Даже не верится, что здесь, в тихом уголке у границы, жизнь совсем не тихая, а энергичная, интересная. Возможно, потому, что уголок этот - молодая застава?
Татьяна ГРИНКЕВИЧ, "Советская Белоруссия"