Главная | Справочник Кобрина | Аквапарк | Ледовый | Новости
Новости | Полезности | Скоростной Интернет набирает популярность

Скоростной Интернет набирает популярность

Скоростной Интернет набирает популярность, несмотря на сравнительно с другими странами высокие тарифы.

Побывавший недавно в гостях племянник из Киева недоумевал: отчего белорусский Интернет так плохо работает, невозможно ничего скачать? У них, дескать, все намного быстрее. Когда же я рассказал ему о том, сколько стоит в Беларуси это благо цивилизации, юноша выпал в осадок и задал банальный вопрос: «А почему так дорого?» Действительно, почему? Давайте попробуем разобраться.

Пользователей Всемирной паутины в нашей стране становится больше с каждым днем. Согласно данным международной организации Internet World Stats, по уровню приобщенности к Интернету мы уже обогнали все государства СНГ и даже некоторые развитые европейские страны. Это, конечно, хорошая новость. Но есть в ней и горьковатый привкус. В различных исследованиях, в которых сопоставляются тарифы для пользователей Интернета, Беларусь занимает едва ли не первое место. В смысле дороговизны... Снизить стоимость доступа к Сети, как считают многие специалисты, можно, если создать реальную конкуренцию на рынке электросвязи. Еще два года назад в парламент внесли соответствующий законопроект. Однако после многочисленных обсуждений решено было сохранить исключительный доступ «Белтелекома» к международному трафику и телефонным сетям зарубежных операторов. Представители Минсвязи заявили тогда, что демонополизация «Белтелекома» произойдет не раньше 2010 года.

Что ж, интересы крупного предприятия, на котором трудятся десятки тысяч человек, нельзя сбрасывать со счетов. Однако не учитывать потери, которые несет экономика из-за дороговизны современного канала связи, тоже не следует. Живой пример: потенциальный инвестор готов был вкладывать деньги в экономику нашего региона. Но, узнав о том, что обмен данными по Интернету с Брестом будет стоить в несколько раз дороже, чем с Киевом или Москвой, наотрез отказался. По его расчетам затраты на обмен информацией могли составить около 20 процентов от стоимости самого проекта! Какой умеющий считать деньги бизнесмен будет закладывать такой процент на чисто технические нужды?!


Представители «Белтелекома» высокие тарифы на Интернет объясняют обычно двумя причинами: затратами на телефонизацию села и тем, что расценки на внутренние переговоры гораздо ниже себестоимости. Однако насколько эти аргументы резонны сегодня? В свое время было принято решение о том, что телефонный кабель должен быть проведен к каждой деревне, хутору, дому. С тех пор немало воды утекло. Получила популярность сотовая связь, расценки мобильных операторов стали доступными. Появились тарифные планы, которые можно позволить себе, даже живя на пенсию. Зачем же тратить миллиарды рублей на прокладку кабеля? Что касается «субсидируемых» телефонных переговоров, то с развитием Интернета стало уже не совсем понятно, кто кого субсидирует. Скажем, жена часами зависает на стационарном телефоне, а муж предпочитает общение в Сети — жена пользуется дотируемой услугой, а ее супруг платит за Интернет по тарифам выше мировых.

Впрочем, нельзя утверждать, что в этой сфере ничего не меняется. В нынешнем году Интернет стал максимально доступным. Хотя он по-прежнему значительно дороже, чем в соседних государствах. Так, стоимость канала скоростью 1 Мбит/с в Беларуси в 100 раз выше, чем в Польше, в 30 раз, чем в России, в 5 раз, чем в Украине и Литве. Тем не менее к Сети подключились уже более 3 млн наших соотечественников. Из них каждый шестой пользуется широкополосным доступом. Количество пользователей низкоскоростного (беспарольного) и высокоскоростного подключения на Брестчине практически выравнивается — по 60 и 50 тысяч соответственно. Уже через год эти цифры будут совершенно другими, уверены в Брестском филиале РУП «Белтелеком».

Как бы то ни было, потребитель успел оценить преимущества широкополосного высокоскоростного Интернета. Главное — это, конечно, качество, скорость, несравнимые с прежними технологиями. Не нужно занимать телефонную линию. И можно скачивать приличный объем информации, включая аудио- и видеофайлы. Это несравненно более высокий уровень, удобный как для физических лиц, так и для предприятий.

Впрочем, в «Белтелекоме» полагают, что белорусский Интернет вовсе не так дорог, как о нем говорят. А технология ADSL, которая сейчас активно внедряется, позволяет обеспечивать абонентов качественным и доступным каналом связи. «У нас уже очередь на подключение. 400 Мб за 19 500 рублей (7 долларов в месяц) или 2 Гб за 35 000 (12,5 доллара) — согласитесь, не так уж и много», — полагает представитель «Белтелекома». По его мнению, эти расценки могли быть еще ниже, если б не сложившийся дисбаланс в пользовании Всемирной паутиной: большинство наших земляков предпочитают чаще выходить на зарубежные, в основном российские, сайты, чем на белорусские. Внешний трафик явно превалирует, а он обходится самим провайдерам значительно дороже, чем внутренний. Это тоже одна из причин сравнительной дороговизны широкополосного доступа в нашей стране.

Что до беспарольного доступа, то я, как активный пользователь Сети, не раз проводил эксперимент. Пытаясь скачать важную для себя информацию, затрачивал порой явно лишнее время, читай — деньги. Потому вопрос о переходе на широкополосную систему для меня не стоит. Это все равно что пересесть с советских «Жигулей» на «Мерседес» — разницу чувствуешь сразу. Частные провайдеры, с которыми довелось пообщаться, в один голос твердят: монополия «Белтелекома» однозначно мешает им развиваться и увеличивать собственную абонентскую базу. К примеру, имея спутниковую систему связи, любой белорусский провайдер мог бы покупать внешний трафик самостоятельно, в обход дорогостоящих наземных линий. Но — нельзя! Законом установлена монополия госоператора. Хотя некоторые провайдеры все же покупают часть трафика через спутник — нелегально.

Обычному же клиенту, говоря простым народным языком, глубоко фиолетово, кто будет оказывать услуги в сфере коммуникаций — государство или частные компании. Главное, чтоб было качественно и недорого. А более надежного и проверенного механизма достижения этой мечты, чем здоровая конкуренция, человечество еще не выработало.

***

Новая технология беспроводного Интернета 3G начинает активно внедряться в Беларуси. Первым право на это и соответствующие частоты получил мобильный оператор «Бест» (торговая марка Life. У МТС также есть определенные планы по сотрудничеству с «Белтелекомом» в сфере беспроводного доступа по технологии Wi-Fi, а у velcom есть договоренности с оператором Diallog, сделавшим в последнее время ставку именно на услуги передачи данных. Однако некоторые специалисты считают, что время 3G ушло, в мире уже внедряют 4G (возможности технологии LTE в нынешнем году тестировали и в Беларуси). Как бы там ни было, но мобильная передача данных в нашей стране будет совершенствоваться. Тут есть простор для действий. Государству внедрение новых технологий и услуг важно для построения информационного общества. Но право на жизнь имеет и более «приземленный» резон: сотовые операторы входят в список крупнейших налогоплательщиков Беларуси.

Для рядовых абонентов связь нового поколения — это дополнительные возможности: высокоскоростная передача данных, видеозвонки, мобильное телевидение и прочее. Министр связи и информатизации Беларуси Николай Пантелей ранее уже предупреждал, что операторам сотовой связи нужно не просто стремиться максимально быстро перейти на 3G, но и позаботиться о формировании контента. Однако здесь до сих пор вопросов больше, чем ответов. Как бы там ни было, но механизм уже запущен.


Борис Павловский, "Вечерний Брест"